понедельник, 24 октября 2011 г.

Проектная деятельность

Источник

Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в т.ч. и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
                               "В школе, в которой работают по методу проектов,                       первое слово - за ребенком, последнее - за учителем"
Коллингс
Классификация учебных проектов по Коллингсу

Проекты игр - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, театральные постановки, разного рода развлечения и т.д.
Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
Повествовательные проекты - те, разрабатывая которые, дети имели целью “получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме” - устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т.д.
Конструктивные проекты - нацеленные на создание конкретного, полезного продукта.

Основные требования к учебному проекту

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.
Планирование действия по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.
Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

Проект - это "пять П":

Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация

Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Преимущества пресональных проектов:

план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью,
у учащегося формируется чувство ответственности,
учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта,
формирование у учащегося важнейших ОУН (исследовательских, презентационных, оценочных) - вполне управляемый процесс.

Преимущества групповых проектов:

в проектной группе формируются навыки сотрудничества,
проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне,
на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе,
в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревновательности повышает мотивацию и положительно.

Классификация проектов по
ДОМИНИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.
Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование.
Информационный проект - направлен на сбор информации о каком либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.
Творческий проект - проедполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.
Ролевой проект.

Классификация проектов по
КОМПЛЕКСНОСТИ И ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ

По комплексности (предметно-содержательной области):
Монопроекты - как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель - учитель-предметник, консультант - учитель другой дисциплины. Могут быть литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, лингвистическими, культуроведческими, историческими, географическими, музыкальными, спортивными. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.
Межпредметные проекты - проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Глубокая и содержательная интеграция требуется уже на этапе постановки проблемы.

По характеру контактов:

Внутриклассные,
Внутришкольные,
Региональные (в пределаходной страны),
Международные.

Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, они требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet, задействования средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ

Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка.
Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.
Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах, и индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

Формы продуктов проектной деятельности

Web-сайт
Анализ данных социологического опроса
Сравнительно-сопоставительный анализ
Атлас, карта, учебное пособие
Видеофильм
Выставка
Газета, журнал, справочник
Костюм, модель, коллекция
Игра, мультимидийный продукт
Музыкальное или художественное произведение
Постановка, праздник
Экскурсия, поход
Законопроект и т.д.

Виды презентаций проектов

Деловая игра
Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий
Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей
Игра с залом
Научная конференция, доклад
Пресс-конференция
Путешествие, экскурсия
Реклама
Ролевая игра
Спектакль
Соревнование
Телепередача и т.д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий