понедельник, 17 января 2011 г.

Таблица умножения. История её создания

Автор: Мартасова Светлана Викторовна (Учитель начальных классов, МОУ «Ромодановская СОШ №1»)

Внеклассное мероприятие "Заседание клуба любителей математики"
Тема: Таблица умножения. История её создания.
Цели.
Деятельностные:
 тренировать способность к исследованию;
Образовательные:
 познакомить с историей появления таблицы умножения;
 предложить детям наиболее быстрые способы запоминания таблицы умножения.
Воспитательные:
 формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в совместную деятельность;
Развивающие:
 развитие монологической речи в ходе сообщений;
 развитие интереса к математике;
Оборудование: Портрет Пифагора, таблицы «Таблица умножения на пальцах», игра «Математи-ческое домино», компьютер
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Математика сложна,
Но скажу с почтением
Математика нужна
Всем без исключения.
- Сегодня на "Заседание клуба любителей математики" мы познакомимся с историей появ-ления таблицы умножения и наиболее быстрыми способами её запоминания.
2. Знакомство с историей появления таблицы умножения.
Выступление учащихся выполнявших исследовательскую работу.
1 исследователь.
Недавно при раскопках здания, а в городе Нара, древней столице Японии (VIII век), архео-логами была найдена деревянная табличка с фрагментом таблицы умножения. Из всех табличек, обнаруженных в Японии, найденная — самая древняя
Каким же образом жители Страны восходящего солнца впервые узнали о существовании этой математической "запоминалочки"? Судя по тому, что иероглифы, которыми записаны цифры напоминают китайское письмо скорее всего, она была просто скопирована из китайского учебника арифметики того времени. А откуда она взялась в Китае? Не исключено, что именно там ее впервые и придумали.
2 исследователь.
Эту версию подтверждает находка, сделанная китайскими археологами на юге страны. Там была обнаружена дощечка, содержащая фрагмент таблицы умножения, возраст которой ученые оценили в 2700-3000 лет.
На основании этой находки ученые Китая предложили гипотезу, согласно которой впервые таблица умножения была составлена в Древнем Китае, а потом вместе с караванами, идущими по Великому шелковому пути, проникла в Индию, а оттуда в страны Передней Азии и Европу. Однако этой версии противоречат многие находки, сделанные ранее. Например, в Индии в свое время были обнаружены более древние варианты таблицы умножения, возраст которых оценивается в 3000-3200 лет.
3 исследователь.
Пожалуй, самые старые в мире таблицы умножения были найдены при раскопках городов Древней Месопотамии. Они были нанесены с помощью клинописи на глиняные таблички, возраст которых составляет 5000 лет. Так что, скорее всего, таблица умножения появилась где-то в тех краях.
Хотя не исключено также и то, что данная система устного счета появилась независимо в разных местах. Итак, узнать имя гениального математика, который первым додумался записать результаты умножения в виде таблицы, скорее всего, не удастся. Просто потому, что это пришло в голову сразу нескольким людям. В европейской культуре авторство таблицы умножения приписывается знаменитому греческому математику Пифагору (570-490 годы до н.э.),
Впервые же в школьную программу она была введена в Англии в конце Средних веков. Правда, это была таблица умножения до 12, которую, кстати, юные британцы проходят, и по сей день. А вот в Индии ученики до сих пор зубрят исходный вариант таблицы — до 20.
Выступление театралов.
А как вы думаете, всегда ли люди считали, что 2×2= 4? Послушайте притчу о таблице умножения.
3. Знакомство с притчей о таблице умножения. Автор Алексей Бахмутов
Инсценирование притчи.
Автор. Когда-то давно в Атлантиде жили люди.
И было среди них четыре мудреца, которые говорили, что их осенило. Свыше и они изо-брели таблицу умножения.
Первая строчка таблиц умножения у всех мудрецов была одинаковая: 1х1=1.
А вот, начиная со строчки 2х2, начинались разногласия. У одного мудреца 2х2=3, у другого 2х2=4, у третьего 2х2=5, а у четвертого 2х2=6. И каждый из них утверждал, что именно его таблица истинная.
И разделился народ Атлантиды: одни поверили тому, кто говорил 2х2=3, другие - другим. С того времени разделились и судьбы людей, и вместо одного народа атлантов, появилось четыре, ну, и некоторое количество племен, которые не примкнули ни к какой группе.
Те, которые следовали принципу 2х2=5, уверенные в своей правоте, и, пользуясь повышенным самомнением, быстро завоевали племена, не примкнувшие поначалу ни к кому из просвещенных народов. И стали жить и благоденствовать за их счет. Правда, только до поры до времени, пока бывшие рабы не стали хозяйничать на их землях...
Те, которые проповедовали 2х2=6, пользуясь своей арифметикой, в которой результат все-гда больше, чем в любой другой таблице, стали быстро богатеть, давая деньги взаймы и используя свою таблицу для расчета процентов. Правда, это вскоре привело к тому, что они вообще потеряли все свои земли. Но они нашли это даже выгодным, так как, расселившись среди народов, пользующихся другими таблицами, увеличили свои личные доходы, считая проценты прибыли по своей замечательной таблице.
Те же, которые приняли 2х2=3, посчитали себя обиженными, так как у них всегда всего получалось меньше, чем у других. И тогда они стали грабить, продавать в рабство и травить наркотиками иноверных, чтобы восстановить попранную справедливость и перераспределить богатство Атлантиды.
И только один народ, который принял 2х2=4, честно и в поте лица своего работал на земле своей, осваивал дикие пространства вокруг, и, в конце концов, несмотря на скромность своего бытия, стал владеть большей и лучшей частью Атлантиды, на зависть своим бывшим соплемен-никам.
И вот тогда, умные люди из "обиженных" возопили:
1 ученик.
"Какая несправедливость! У нас все должно быть общим, потому что все таблицы умно-жения в первой строчке имеют одинаковый вид: 1х1=1!"
Автор. И наивные и совестливые люди из народа 2х2=4, сказали:
2 ученик
"А ведь и, правда! Они же наши братья! Мы же были единым народом! И первые строчки наших таблиц такие одинаковые!"
Автор. И распахнули двери своего дома... И смешались таблицы умножения у них, и уже никто точно не знал, сколько будет 2х2...
И не стало Атлантиды
- Как вы думаете, кто прав?
- Какова главная мысль притчи? Давайте вспомним, а сколько же будет 2х2=?
4. Физкультминутка.
Исполнение танца под песню «Дважды два четыре».
Автор слов: М. Пляцковский. Композитор: В. Шаинский
5. Знакомство с наиболее быстрыми способами запоминания таблицы умножения.
Таблица умножения в стихах.
1ученик. Ученики и ученицы!
Чтоб было проще вам считать,
Мы Пифагорову таблицу
В стихах решили написать.
2 ученик. По ней легко найти решенье,
Куплет достаточно прочесть,
А чтоб запомнить вычисленья,
Везде своя подсказка есть!
3 ученик. Что такое Умножение?
Это умное сложение.
Ведь умней - умножить раз,
Чем слагать весь целый час
4 ученик. Один пингвин гулял средь льдин.
Одиножды один - один.
5 ученик. Один в поле не воин.
Одиножды два - двое.
6 ученик. Два атлета взяли гири.
Это: дважды два - четыре.
7 ученик. Сел петух до зари
На высокий шест:
-Кукареку!... Дважды три,
дважды три - шесть!
8 ученик. В пирог вонзилась пара вилок:
Два на четыре - восемь дырок.
9 ученик. Двух слонов решили взвесить:
Дважды пять - получим десять,
То есть весит каждый слон
Приблизительно пять тонн.
10 ученик. Повстречался с раком краб:
Дважды шесть - двенадцать лап.
11 ученик. Дважды семь у мышей -
Есть четырнадцать ушей.
1 ученик. Осьминоги шли купаться:
Дважды восемь - ног шестнадцать.
2 ученик Вы видали подобное чудо?
Два горба на спине у верблюда
Стали девять верблюдов считаться:
Дважды девять горбов - восемнадцать.
3 ученик. Дважды десять - два десятка!
Двадцать, если скажем кратко.
4 ученик. Кофе пили три букашки
И разбили по три чашки.
Что разбито, то не склеить...
Трижды три - выходит девять.
5 ученик. Целый день твердит в квартире
Говорящий какаду:
-Трри умножить на четыре,
Двенадцать месяцев в году.
6 ученик. Школьник стал писать в тетрадь:
Сколько будет "трижды пять"?...
Был он страшно аккуратен:
Трижды пять- пятнадцать пятен!
7 ученик. Стал Фома оладьи есть:
Восемнадцать - трижды шесть.
Трижды семь - двадцать один:
На носу горячий блин.
8 ученик. Прогрызли мыши дыры в сыре:
Трижды восемь - двадцать четыре.
9 ученик. Трижды девять - двадцать семь.
Это нужно помнить всем.
10 ученик. Три девицы под окном
Наряжаются тайком.
Перстни мерили девицы:
Трижды десять - будет тридцать.
11 ученик. Четыре милых свинки
Плясали без сапог:
Четырежды четыре -
Шестнадцать голых ног.
1 ученик. Четыре учёных мартышки
Ногами листали книжки...
На каждой ноге - пять пальцев:
Четырежды пять - двадцать
2 ученик. Шла на парад Картошка-в-мундире:
Четырежды шесть - двадцать четыре!
3 ученик. Цыплят считают под осень:
Четырежды семь - двадцать восемь!
4 ученик. У Бабы Яги сломалась ступа:
Четырежды восемь - тридцать два зуба!
Беж жубов ей нечем есть:
-Четырежды девять - тридцать шесть!
5 ученик. Гуляли сорок сорок,
Нашли творожный сырок.
И делят на части творог:
Четырежды десять - сорок.
6 ученик. Вышли зайцы погулять:
Пятью пять - двадцать пять.
Забежала в лес лисица:
Пятью шесть - выходит тридцать.
7 ученик. Пять медведей из берлоги
Шли по лесу без дороги -
За семь верст кисель хлебать:
Пятью семь - тридцать пять!
8 ученик. Влезть сороконожке
Трудно на пригорок:
Утомились ножки -
Пятью восемь - сорок.

9 ученик. Встали пушки на пригорок:
Пятью восемь - вышло сорок.
Пушки начали стрелять:
Пятью девять - сорок пять.
Если лаптем щи хлебать:
Пятью девять - сорок пять...
Будет этот лапоть
Вам на брюки капать!
10 ученик. Рыли грядку кабачков
Пять десятков пятачков.
И хвостов у поросят:
Пятью десять - пятьдесят!
11 ученик. Шесть старушек пряли шерсть:
Шестью шесть - тридцать шесть.
1 ученик. Шесть сетей по шесть ершей-
Это тридцать шесть.
А попалась в сеть плотва:
Шестью семь - сорок два.
2 ученик. Бегемоты булок просят:
Шестью восемь - сорок восемь...
Нам не жалко булок.
Рот откройте шире:
Шестью девять будет -
Пятьдесят четыре.
3 ученик. Шесть гусей ведут гусят:
Шестью десять - шестьдесят.
4 ученик. Раз олень спросил у лося:
- Сколько будет семью восемь?
Лось не стал в учебник лезть:
-Пятьдесят, конечно, шесть!
5 ученик. У семи матрешек
Вся семья внутри:
Семью девять крошек-
Шестьдесят три.
6 ученик. Учат в школе семь лисят -
Семью десять - семьдесят!
7 ученик. Пылесосит носом
Слон ковры в квартире:
Восемь на восемь -
Шестьдесят четыре.
8 ученик. Восемь медведей рубили дрова.
Восемью девять - семьдесят два.
9 ученик. Самый лучший в мире счет
Наступает в Новый год...
В восемь рядов игрушки висят:
Восемью десять - восемьдесят!
10 ученик. Свинка свинёнка решила проверить:
-Сколько получится девять на девять?
-Восемьдесят - хрю - один!-
Так ответил юный свин.
11 ученик. Невелик кулик, а нос-то:
Девятью десять - девяносто.
1 ученик. На лугу кротов десяток,
Каждый роет десять грядок.
А на десять десять - сто:
Вся земля как решето!
2 ученик. Умножения таблица
Всем нам в жизни пригодится.
Ведь недаром названа
УМНОжением она!
6. Знакомство с таблицей умножения «На пальцах»

Мысленно присвойте пальцам последовательно числа от 1 до 10, начиная с мизинца левой руки и заканчивая мизинцем правой руки (это изображено на рисунке).
Допустим, хотим умножить 9 на 6. Загибаем палец с номером, равным числу, на которое мы будем умножать девятку. В нашем примере нужно загнуть палец с номером 6. Количество пальцев слева от загнутого пальца показывает нам количество десятков в ответе, количество пальцев справа - количество единиц. Слева у нас 5 пальцев не загнуто, справа - 4 пальца. Таким образом, 9•6=54. Ниже на рисунке детально показан весь принцип "вычисления".

7. Игра «Математическое домино». Настольная игра. Работа в парах.
 Давайте вспомним правила работы в паре.
Говорим вежливо,
 называем собеседника по имени,
 говорим по очереди, не перебивая друг друга,
 внимательно слушаем,
 если непонятно, переспросите партнера,
 четко высказываем свое мнение,
 соблюдаем порядок на парте,
 уважаем мнение собеседника.
Подведение итога занятия.
Много чудес на планете
ТАМ существует
и ЗДЕСЬ...
Но умножение, дети, -
тоже одно из чудес.
Помните твердо Таблицу
хоть наяву, хоть во сне!
В жизни она пригодится.
Как пригодилась и мне.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
2.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
3.Перельман Я.И. Живая математика. М., Наука, 1970.
4.Труднев В. П. "Считай, смекай, отгадывай". - М., 2000.
5.Чилингирова Л. К., Спиридонова Б. С. Играя, учимся математике. - М., 1993.

1. Марина Казарина «Таблица умножения в стихах»
www.tvoyrebenok.ru/math-table.shtml
2. "Таблица умножения в стихах" А.Усачев.
nikitevich.narod.ru/index1.htm
3. История появления таблицы умножения
www.pravda.ru
ru.wikisource.org/wiki/
4. Таблиц умножения «На пальцах»
www.pravpiter.ru/zads/n017/ta021.htm
5. Алексей Бахмутов Притча о таблице умножения
www.ruskline.ru/analitika/2010/10/07…umnozheniya/

Комментариев нет:

Отправить комментарий