суббота, 20 декабря 2014 г.

ПАПЬЕ-МАШЕ, РЕЦЕПТЫ ОТ РЕСТАВРАТОРОВ. Изготовление массы


Изготовление из папье-маше архитекктурных деталей. Часть вторая.
  По материалам методических рекомендаций по реставрации зданий и художественных работ.
Рассматривая  старинные лепные украшения театральных балконов и потолков, трудно поверить, что все это великолепие создается из кучи рваной бумаги.Разумеется, сегодня в отделке интерьеров "правят бал" синтетические материалы, но ио папье-маше не  забывают хотя бы  по одной простой причине:  слишком много в мире  любителей всего натурального и старинного. Если прибавить к ним всех тех, кто заботится об экологии и приветствует вторичную переработку материалов, то можно не сомневаться, что предлагаемые ниже рецепты папье-маше, несмотря на свой уже солидный возраст, еще долго будут востребованы не только в мире реставраторов.
Небольшое дополнение: папье-маше, изготовленное по приведеным ниже рецептам, больше напоминает по своим свойствам пластилин или застывающие моделирующие пасты, поэтому его можно использовать для создания тонких работ с ажурными элементами.
Для  папье-маше подойдет практически любая бумага: упаковочный картон, глянцевые журналы, рекламные проспекты, газетная.  Ее нужно мелко порезать или порвать, залить крутым кипятком и варить бумажную массу часов 5 - 6. Оставшуюся воду сливают, а влажную бумажную массу пропускают через мясорубку. Из получающегося "фарша" скатывают небольшие валики, которые сушат при комнатной температуре. Высохшие бумажные валики превращают в нечто мягкое и воздушное с помощью обычной мелкой хозяйственной терки. Получившийся полуфабрикат реставраторы называют "бумажная масса сухая" и она служит основой для сотен рецептов папье-маше, у которых тысячи авторских вариантов. Ниже приводится рецептура наиболее доступных по компонентам четырех из них, признанных проверенной классикой.
1.  "Простой классический".
На 10 частей сухой бумажной массы берут 3 части тонкопросеянного мела,  по 2 части сухого столярного клея и  пшеничной муки.
На холодной воде замешивают муку до образования жидкого без комков теста, которое заливают горячим раствором столярного клея. Клейстер должен получиться жидким, если он густоват, то нужно прибавить горячей воды.
В большой и широкой емкости бумажную массу смешивают с мелом и заливают горячим клейстером. По консистенции папье-маше должно напоминать крутое тесто. При необходимости допускается добавление горячей воды.
2. "Упрощенный классический"
На 1,5 части бумажной сухой массы приходится 4 части мелкопросеянного мела и 8 частей сухого столярного клея.
Столярный клей заливают водой, выдерживают 4 - 6 часов и распускают на клееварке. Горячим клеем заливают уже смешанные мел и бумажную массу, перемешивают до однородности. Готовое к работе папье-маше должно напоминать крутое тесто, его можно при необходимости немного смягчить горячей водой.
3. "Не боящийся воды"
На две части сухой бумажной массы нужно 6 частей тонкопросеянного мела, 12 частей сухого столярного клея, 3 части натуральной олифы и 1 часть канифоли.
Приготовление папье-маше  по этому рецепту мало отличается от двух предыдущих: горячим клеем заливаются уже смешанная бумага и мел и к ним после перемешивания прибавляют канифоль, растворенную в горячей олифе.
4. "На казеине с аммиаком"
3 части сухого казеина заливают водой и выдерживают до созревания, затем добавляют 1 часть 25% аммиака и выдерживают еще час. Получившийся клей разжижают водой и замешивают на нам бумажную массу до консистенции густого теста.
По приведенным выше рецептам можно приготовить папье-маше не только для лепки архитектурных деталей, но и изготовления тонких украшений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий